ГЕОСТУД

Индукционный каротаж

  1. Дать понятие метода
  2. Решаемые задачи
  3. Как работает метод
  4. Схема измерения
  5. Оборудование
  6. Строение зонда
  7. Дополнительные характеристики
  8. Ограничения метода

1) Метод ИК – это измерение кажущейся удельной электропроводимости горных пород, основанное на возбуждении тока в горной породе и измерении её вторичного сигнала.

2) Задачи: 

  • Выявление уровней флюидов;
  • Выявление коллекторов;
  • Определение кажущейся проводимости;
  • Исследование тонкослоистых разрезов
  • Выявление нефтенасыщенных зон
  • Выявление границ ВНК (водонефтяной контакт)
  • Корреляция разрезов скважин

3) Индукционный каротаж (ИК) - один из наиболее важных методов электрического каротажа. Метод ИК основан на возбуждении тока в горных породах при помощи индукционной катушки с последующим измерением вторичного сигнала приёмной катушкой. Индукционная катушка создаёт первичное электромагнитное поле, индуцируемое в породу. В результате этого в породе возникают вихревые токи, создающие в свою очередь вторичное электромагнитное поле. Возникающее в данном процессе вторичное поле зависит от проводимости породы и фиксируется приёмной катушкой. Для устранения влияния магнитного поля индукционной катушки на приёмную применяют дополнительные катушки, с противоположной направленностью магнитного поля. Далее полезный сигнал индукционной катушки поступает на усилитель, располагающийся в скважине, а затем регистрируется на поверхности.

Индукционный каротаж отличается от каротажа c обычными зондами и бокового тем, что применим не только в скважинах, заполненных промывочной жидкостью (проводящий ток), но и в скважинах с непроводящей жидкостью (нефтью или промывочной жидкостью, приготовленной на нефтяной основе), воздухом или газом, так как не требуется непосредственного контакта измерительной установки с промывочной жидкостью.

Кривая кажущейся удельной проводимости, регистрируемая в ИК, практически линейно отражает изменение проводимости среды. Она соответствует перевернутой кривой кажущихся сопротивлений в практически гиперболическом масштабе сопротивлений. Кривые ИК симметричны относительно середин пластов. Границы пластов проходят по серединам спуска – подъёма кривой ИК. Характерными показаниями кривой являются экстремальные значения. Максимальные значения принимают глины, минимальные – известняки и другие плотные породы, а коллекторы характеризуются промежуточными значениями. 

Форма кривой и определение границ пластов при ИК зависят от характера токовых линий, образующих вокруг оси скважины замкнутые окружности, располагающиеся в плоскости, перпендикулярной к оси прибора. В пластах со слабым наклоном относительно оси скважины токовые линии проходят в одной среде, пересекая границ пластов различного сопротивления. Характерными (существенными) значениями кривой индукционного каротажа, записанной против пласта конечной мощности, являются показания против середины пласта. Влияние скважины на показания ИК в общем случае зависит от диаметра скважины (dс), удельного сопротивления скважины (pс) и отношениям pп/pс. В случае высокоминерализованной промывочной жидкости (pс <1 Омм) и достаточно высокого удельного сопротивления пород (pп/pс>20) влияние скважины становится заметным и учитывается при интерпретации диаграмм ИК с помощью специальных палеток.

Так как среда, окружающая прибор, неоднородна (прослои пород разного сопротивления, промывочная жидкость с сопротивлением, отличающимся от сопротивления окружающей среды, наличие зоны проникновения), то замеренная величина электропроводности характеризует кажущуюся проводимость σк, аналогично кажущемуся удельному сопротивлению pк. В результате измерений величину сигнала Ес определяют следующим образом: σк=1/ pк=Ес/Кс. Величина коэффициента Кс выбирается с таким расчетом, чтобы в однородной среде σк соответствовала σп. Влияние скважины и зоны проникновения увеличивается во всех случаях с повышением сопротивления пород, слагающих разрез. Это обусловлено характером распределения силовых линий тока при индукционном каротаже.

Индукционный каротаж (ИК) имеет несколько разновидностей, которые отличаются частотой работы, методикой измерения и задачами. Основные виды индукционного каротажа можно выделить так:

1) Классический индукционный каротаж — основан на измерении удельной проводимости горных пород с помощью переменного магнитного поля в частотном диапазоне от десятков до сотен килогерц (обычно 10-250 кГц). Используются генераторные и приемные катушки, расположенные в зондe (чаще двухкатушечный зонд).

2) Высокочастотный индукционный каротаж — применяется на частотах от сотен килогерц до нескольких мегагерц (до 2 МГц и выше). Результаты такого каротажа зависят не только от электропроводности пород, но и от их диэлектрической проницаемости, что расширяет область применимости метода. Сюда относятся методы:

  • ВМП (волновой метод проводимости) с частотой 1-5 МГц,
  • ВДК (волновой диэлектрический каротаж) с частотой до 60 МГц,
  • ВЭМКЗ (высокочастотное электромагнитное каротажное зондирование),
  • ВИКИЗ (высокочастотное индукционное каротажное изопараметрическое зондирование), в котором используется переменный ток вместо постоянного.

3) Многозондовые и однозондовые приборы — по конструкции зондов существуют разновидности с разным количеством катушек. Многозондовые приборы позволяют определять глубину проникновения измеряемого поля и геоэлектрические характеристики по разрезу скважины, в однозондовых задачах часто применяют комплексирование с другими видами каротажа.

4) В рамках электрометрических методов индукционный каротаж рассматривается как разновидность электромагнитного каротажа с искусственным переменным электромагнитным полем, что отличается от каротажа с естественным полем (например, метод самопроизвольной поляризации).

Индукционный каротаж (ИК) работает на частотах в диапазоне примерно от 10 кГц до 250 кГц, причем типичные значения частоты генераторной катушки колеблются в пределах 20-100 кГц.

Удельная электрическая проводимость выражается в Сименсах на метр (См/м). Сименс – проводимость проводника, имеющего сопротивление 1 Ом.

Благоприятные результаты получают при исследовании индукционным каротажем разрезов низкого и среднего сопротивлений и наличии повышающего проникновения фильтрата промывочной жидкости в пласт. По диаграммам индукционного каротажа можно более точно определить удельное сопротивление низкоомных водоносных коллекторов и положение водонефтяного контакта. Индукционный каротаж целесообразно применять в скважинах, заполненных промывочной жидкостью с не очень низким значением удельного сопротивления (0,3 Ом∙м < ρс) и с ρк пластов не более 100 Ом∙м. Метод ИК к изменению КС в пластах свыше 100 Ом∙м менее чувствителен. Индукционный каротаж в комплексе с другими фокусированными методами с различной глубинностью исследований успешно решает задачи изучения разрезов по методу сопротивлений.

Индукционный метод позволяет получить хорошо расчлененные кривые электропроводности с симметричными и весьма четкими аномалиями. Небольшое влияние мощности, а также глубинность исследований дают возможность определить истинное удельное сопротивление пластов.

Основные преимущества ИК — это относительно большая глубинность исследований при незначительном влиянии вмещающих пород, отсутствие гальванического контакта установки со средой, вследствие чего становится возможным исследование пустых и заполненных непроводящей промывочной жидкостью скважин, измерение КС с большой точностью в породах с малым значением удельных сопротивлений (менее 10 Ом∙м). Так же индукционный каротаж можно проводить в случае, если скважина обсажена стеклопластиковыми трубами.

4)

Рис. Зонд ИК. Линии вихревых токов (1);
силовые линии первичного (2) и вторичного (3) магнитного поля
Схематические кривые БК, ИК, КВ против пород разной литологии

5) Схема расположения механизмов и узлов во время проведения каротажных работ

Схема сборки каротажной станции

1 – скважинный прибор; 2 – каротажный кабель; 3 – измерительная панель; 4 – регистратор; 5 – блок питания скважинного прибора; 6 – панель контроля каротажа; 7 – силовой блок.

Типовое устройство каротажной станции:

Скважинный прибор (СП) включает в себя первичный преобразователь и некоторые вспомогательные устройства в зависимости от типа и назначения исследований. Скважинный прибор, который состоит из двух катушек, обладающих большой индуктивностью, высокочастотного генератора и усилителя.

Цифровой скважинный прибор индукционного каротажа ИК-42К
Фокусированный индукционный зонд HI-453F

Примененный фокусированный комплект катушек позволяет проводить измерения с глубоким проникновением в стенки скважины и, одновременно, с отличной вертикальной разрешающей способностью, необходимой для детектирования маломощных слоев горных пород.

Цифровые скважинные приборы КАСКАН

Каротажный кабель – линия связи между СП и наземной частью измерительной аппаратуры.

Спуско-подъемное оборудование: (лебедка, бензоэлектрический агрегат, комплект вспомогательных проводов).

Спулер (лапа). Роликовая система с датчиками параметров, служит для укладки кабеля, измеряет скорость, глубину и имеет датчик магнитных меток. бывает разных видов и модификаций. Всю информацию с датчиков выводит на панель машиниста, с пульта машиниста данные передаются на каротажный регистратор.

Схема компьютеризированной каротажной станции

БУСП – блок управления скважинным прибором; АЦП – аналогово цифровой преобразователь; АР – аналоговый регистратор; ЦМР цифровой магнитный регистратор; НМЛ – накопитель на магнитной ленте.
Компьютеризированная лаборатория геофизического семейства Кедр-05

Блок геофизический (БГФ-05). Обеспечивает непрерывное декодирование информации от скважинного прибора, работу системы измерения глубины и скорости прибора. Соединяется с внешним компьютером и с другими блоками. В БГФ находится источник управляющих напряжений (ИУН) с выходной мощностью 150Вт.

Блок коммутации (БК-05). Осуществляет необходимые коммутации между тремя жилами кабеля, двумя источниками питания и входами АЦП блока геофизического, а также формирует цифровые последовательности, необходимые для управления скважинными приборами.

Плоттер (ПЛ-05). Обеспечивает представление результатов измерений в виде каротажных диаграмм на термобумаге.

Регистратор обеспечивает запись измеряемых параметров в функции глубины скважины в аналоговой или цифровой форме. ПО каротажного регистратора позволяет редактировать данные для максимального точных проведений геофизических исследований.

Каротажная регистрирующая система БЛИК-3
Цифровой каротажный регистратор «ВУЛКАН»
Цифровой каротажный регистратор «Matrix»
Регистратор «КАСКАД-3»
Цифровой каротажный регистратор АРЦ-101 (КЕДР-1)1 - лицевая панель; 2 - блок памяти; 3 - задняя стенка.

Панель машиниста

Обычно унифицированы и без изменений входят в состав различных каротажных станций. Служит для: контроля спуско-подъемных операций, управления лебедкой и управления двигателем.

Колтюбинг:

Колтюбинг – самая эффективная технология доставки геофизических приборов с применением гибкой трубы, оборудованной трехжильным геофизическим кабелем, с целью проведения исследований в скважинах с горизонтальным окончанием, в том числе оборудованных компоновкой с изменяющимся внутренним диаметром (хвостовиком с многоступенчатой конструкцией для проведения поинтервального ГРП).

Суть технологии заключается в том, что спускаются гибкие, непрерывные трубы, которые могут изгибаться под землей, работать в боковых
и горизонтальных стволах.

Оборудование для колтюбинга включает не только гибкие металлические трубы на установке, но и различное внутрискважинное и наземное оборудование:

  • колтюбинговый агрегат (в т.ч. катушку с трубами, инжекторную головку);
  • буровой насос;
  • бустерную установку или специальные компрессоры для нагнетания инертного газа;
  • технику для нагрева технологической жидкости, генератор инертного газа и разнообразное устьевое оборудование.

В состав дополнительного оборудования могут также входить и забойные двигатели, многочисленные насадки, режущие инструменты, породоразрушающие инструменты, отклонители, пакеры и др. приборы.

Общий вид колтюбинговой установки

Схема доставки прибора колтюбингом

Достоинства колтюбинговой установки для проведения гис:

  • Снижение временных затрат на проведение исследований и непроизводительных простоев скважины за счёт более высокой скорости доставки геофизических приборов.
  • Возможность выполнения каротажа в горизонтальных скважинах, оборудованных компоновкой с изменяющимся внутренним диаметром (хвостовиком с многоступенчатой конструкцией для проведения поинтервального ГРП) за счет безмуфтовой гибкой трубы.
  • Более низкая вероятность прихвата в скважине за счёт меньшего диаметра инструмента.
  • Более высокая вероятность освобождения геофизического прибора и гибкой трубы за счёт жёсткости самой трубы и более высокой нагрузки на инструмент в случае возникновения осложнений в скважине.

К недостаткам этого способа относят его высокую стоимость. В настоящее время колтюбинговые технологии пользуются спросом при ремонте ГС.

Трактор:

Технология доставки геофизических приборов с помощью скважинного трактора (иногда называют "геофизический трактор") предназначена для эффективного продвижения приборов на забой в сильно наклонных и горизонтальных скважинах, где при обычной доставке за счет тяжести приборы не доходят до нужной глубины.

Ключевые особенности и преимущества технологии доставки на тракторе:

  • Скважинный трактор — это специальное силовое устройство (движитель), которое крепится к приборной сборке и обеспечивает её продвижение по наклонным и горизонтальным участкам скважины за счет собственного привода. Это позволяет достичь глубин и зон, недоступных при доставке обычным способом через тяжесть прибора или бурильные трубы.
  • Трактор облегчает работу, сокращает время доставки приборов, снижает риски, связанные с проведением работ по подаче геофизического оборудования.
  • В сравнении с колтюбинговой технологией (доставка на кабеле при помощи циркуляции), трактор не ограничен максимальной глубиной и позволяет доставлять приборы в сложных геометрических участках ствола, а также является более распространённым и бюджетным способом. 
  • Для расчёта массы и обеспечения стабильного движения к прибору сверху присоединяют "движитель" — иногда это несколько насосно-компрессорных труб (УБТ) либо гидравлические/механические устройства, которые проталкивают прибор на нужный участок.
  • Использование трактора упрощает работу при исследовании боковых, горизонтальных и субгоризонтальных стволов длиной от 1000 до 7000 м и более.
  • Технология внедрена и развивается в России и за рубежом, обладает промышленной практичностью и позволяет повысить качество исследований при сложных геофизических условиях.

6) Установка индукционного каротажа (зонд) в принципе представляет собой две индукционные катушки — генераторную и измерительную, расположенные по оси скважины на некотором расстоянии друг от друга (рисунок ниже). Величина I называется длиной зонда. Точка О по середине длины зонда служит точкой записи, и измеренная величина относится по глубине к этой точке. 

Рис. Схема работы зонда ИК

В практике индукционного каротажа для увеличения глу­бины исследования и уменьшения влияния вмещающих пластов, т. е. улучшения вертикальной и горизонтальной характеристик и снижения помех, в аппаратуре ИК применяют многокатушеч­ные установки- четырех-, пяти-, шестикатушечные зонды и более.

При помощи дополнительных фокусирующих катушек добиваются конфигурации поля, когда сигнал приходит из определенной зоны породы.

Наиболее перспективная модификация ИК - это высокоча­стотное индукционное каротажное изопараметрическое зонди­рование (ВИКИЗ), зондовое устройство которого состоит из пяти трехэлементных геометрически подобных зондов. Каждый зонд выполнен из одной генераторной и двух измерительных катушек, которые размещены снизу вверх. Процесс зондирова­ния осуществляется измерением с помощью пяти зондов раз­личной длины, каждый из которых работает поочередно. Время работы одного канала (зонда) 20 мс с интервалом между кана­лами 100 мс. Это позволяет проводить исследования одновре­менно с пятью зондами различного радиуса измерения в про­цессе движения прибора по стволу скважины со скоростью до 2000 м/ч.

Рис. Зонд ВИКИЗ

7) 

Длина зонда 0,5-1м 

Радиус исследования 2,5 – 3м. 

Вертикальная разрешающая способность метода – 0,35м 

Горизонтальная разрешающая способность метода – 2,5м

 

8) Ограничения метода:

  • Малая разрешающая способность в высокоомных разрезах (соответственно наибольшая эффективность в низкоомных разрезах до 50 Ом•м) (для его решения используют фокусирующие катушки)
  • Чувствительность к шуму, особенно при работе в сложных геологических условиях.
  • Ограниченная разрешающая способность на больших глубинах, особенно в случае низкой проводимости пород. (для его решения используют многокатушечные зонды)
  • Применение ИК ограничено при соленой промывочной жидкости и высоком удельном сопротивлении пород. (для его решения используют комбинирование с другими методами ГИС)